19 марта 2014 - 30 апреля 2014
Приглашаем Вас в Галерею Марис — Арт 20.03.2014 на открытие выставки "Гуашь, темпера, акрил"
Для посетителей выставка будет открыта с 20.03.2014 – 30.04.2014 года.
Обычно, когда организуют выставки по принципу «техники», то делают это с целью максимально разнообразно представить ее возможности. В данном случае это так и не так. Так – потому что в представленных произведениях пятнадцати именитых авторов живописные возможности трех техник проявились ярко и индивидуально. Не так – потому что эти возможности далеко не исчерпываются рамками выставки.
Почему именно эта триада – темпера, гуашь, акрил? Эти техники – своеобразные столпы технической эволюции живописи. Есть определенная символическая взаимосвязь: темпера открывает исторический ряд живописных техник (история темперы насчитывает более трех тысячелетий), акрил его замыкает. Темпера – древнейшая, и в течение многих веков остававшаяся универсальной (вспомним стенные росписи, иконы, станковую картину). Гуашь известна со средневековья, хотя сам термин моложе и происходит из Франции XVIII века. Ее относят как к графике, так и к разновидности живописи. Как краска водорастворимая и требующая быстрой работы, гуашь близка к акварели. Вместе с тем, она относится к непрозрачным, корпусным краскам, позволяющим один слой перекрывать другим. По художественному воздействию гуашь близка к пастели.
Акрил – материал современный и также универсальный. Можно сказать, что мы живем в эпоху акриловой арт-цивилизации: из акрила производят ткани, пластики, декоративные покрытия, краски всех видов. Картины художников как бы возвращают нас к изобразительно-декоративному истоку акриловых красок (точнее, красок на основе производных акриловой кислоты) и демонстрируют их замечательные живописные возможности. Акриловая краска напоминает порой гуашь, порой темперу, она позволяет добиваться глубины цвета, позволяет писать, подобно темпере, как тонкими слоями – лессировками, – так и пастозными мазками.
Что связывает художников, чьи работы представлены здесь? Всякая классификация чревата искусственностью. И, тем не менее, возьмем на себя смелость утверждать, что творчество этих художников (кстати, постоянных авторов галереи «Марис-Арт») имеет общие мировоззренческие и художественно-эстетические основы. Художники, живописцы и графики, – из разных поколений и пространственно-временных координат: Пермь, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Тагил. Их имена относятся к трем векам: Ольга Потапова, самая старшая из представленных художников, родилась еще в XIX веке, творчество ее – век XX, причем один из интереснейших его периодов для отечественного искусства – 1960-е. Творчество всех – тоже XX век, многие участники – творят сегодня, в XXI веке. У них есть общее время: краткий промежуток, который застали, и в активном возрасте, все: это советская эпоха (для кого-то краткая «оттепель» 60-х, для кого-то расцвет советского застоя, для кого-то последние его годы), и если представить невозможное и «поместить» всех художников в один временной исторический отрезок, то становится очевидным, что все авторы были бы отнесены к советскому «неформату».
1960-е, короткая и бурная эпоха «шестидесятников», повлияла на многих. Под сильным влиянием шестидесятников, в первую очередь, Льва Кропивницкого формировалось творчество Ольги Зыряновой. Для Александра Репина, Петра Оборина – это время сложных творческих поисков, обретение собственного пластического и живописного языка; для Алексея Соколова шестидесятые – время творческого взлета, итогом которого стали замечательные по свободе цвета, по вольной яркости и звучности дальневосточные этюды.
Удивительно, что художники, сформировавшиеся в постсоветское время (О. Зырянова, В. Дегтев) обнаруживают художественно-мировоззренческое единство с художниками, чей творческий рост шел вопреки официальному «времени», в направлении нонконформистского искусства.
На этой выставке мы можем убедиться в большом мастерстве художников при использовании декоративных качеств «трех техник», в адекватности передачи авторского «зова», обращения к зрителю.
Экспрессивное цветовое движение плоскостей у Владимира Наседкина находится в смысловом родстве с абстракцией Ольги Потаповой, у которой глубина цвета передает первородную пульсацию некой праматерии.
Витражно-световое сияние красок и деформация форм под воздействием света – у Алексея Балмасова, с его непревзойденной гармонией декоративного живописного посыла, напряженной эмоциональности и неожиданно рождающегося вслед за этим спокойствия. Совсем иная эмоциональность – в таинственном натюрморте Владислава Дегтева, решенном практически как сюжетная картина. Еще и еще раз приходит мысль о том, что создаваемая в картине особая, собственная, атмосфера находится в прямой зависимости от техники ее исполнения.
Нездешние, «непермские» краски Алексея Соколова, решают в этюде, этой картине малых форм, живописную задачу сочетания монументальности, эпического звучания мотива с камерностью обращения к человеку, к его душе. Спокойствию весеннего разлива, схваченному мигу неподвижности – тому самому, когда природа в полной гармонии глядится сама в себя, прежде чем шальной ветер смешает все краски, неожиданно созвучны лирические пейзажи Анатолия Френкеля.
Глубокие и поэтичные пейзажи Игоря Грищенко, его замечательно живописные натюрморты, интересные высветленностью красок, но не допускающие «выцветания».
Комбинация техник гуаши и пастели придает особую выразительность внутреннему свету в камерном городском пейзаже Александра Казначеева, передает утонченную атмосферу места. Работа Вячеслава Смирнова как бы конструирует цветом состояние поэтической одухотворенности, темпераментного взлета, вихря брызг и бьющих крылами птиц. Матовая, бархатистая поверхность красочного слоя словно приглушает звук, оставляя последнее слово за цветовой атмосферой.
В портрете работы Арона Зинштейна рисунок, колорит, композиция и лепка объемов, тон и линия возникают, словно одновременно, кажутся непрерывным процессом. Несколькими мазками он дает понять, что истинным знатоком и ценителем человеческого лица остается художник.
Произведения пятнадцати авторов, каждый из которых – яркая индивидуальность, находятся на разном расстоянии от действительности: реалистические и абстрактные композиции наглядно это демонстрируют.
Как удается неповторимо передать натурную достоверность или глубину абстрактной отстраненности, при помощи одних и тех же технических средств, одного живописного лексикона, и показывает выставка…