1 сентября 2015 - 24 октября 2015
2 сентября 2015 в рамках третьей Уральской биеннале современного искусства Музей советского наива открывает выставку «И жизнь прожил, и жив ишо. Трибьют Б. У. Кашкину». Кураторы проекта Владимир Селезнев и Ольга Комлева показали этот проект в мае 2015 года в Екатеринбурге и с радостью откликнулись перенести его на площадку пермского музея в рамках биеннале.
Для посетителей выставка будет открыта с 02.09.2015 – 24.10.2015 года.
В марте 2015 года было десять лет, как не стало Евгения Михайловича Малахина, более известного в Екатеринбурге как старик Б. У. Кашкин. Один из ярчайших представителей неофициального искусства Свердловска — Екатеринбурга, художник, поэт, музыкант – деятельность Малахина была чрезвычайно разнообразной.
В 1988 году он создал общество «Картинник» и развил в своей художественной практике новый тип работы художника: с одной стороны как коммуникативной игровой практики, с другой как обустройства городского пространства, являясь по сути первым стрит — артистом Свердловска — Екатеринбурга.
Деятельность Б. У. Кашкина рассматривается исследователями в разных контекстах: и наивного искусства, и искусства современного, развивающего язык модернизма. Его произведения представлялись и на рок — концертах, и на академических выставках «книги художника».
«Описать то, чем он занимался, довольно сложно. Во-первых, никакой употреблявшейся в те времена терминологии не существовало, называть это «перфомансами» язык не поворачивается. Поэтому журналисты так и норовили записать его в «городские сумасшедшие». Во-вторых, Б. У. Кашкин занимался всем и сразу. И это было принципиальное смешение жанров и несоблюдение границ. В-третьих, сам он ничего не делал своими руками, а его идеи реализовывали временные сборища случайных помощников», – рассказывает художник Александр Шабуров, автор книги «Б. У. Кашкин. Жизнь и творчество уральского панк-скомороха».
Для выставки — посвящения организаторы пригласили художников, которые работают не только в похожих жанрах (книга — художника, экспериментальная фотография), но своим творчеством следуют букашкинскому утверждению что «искусство — есть не материальное произведение, но акт коммуникации». На выставке можно будет увидеть работы Анастасии Богомоловой, Лизы Морозовой, группы «Синие носы» и др.
В проекте также примут участие молодые пермские художники, которые визуализируют поэзию Б. У. Кашкина на стенах музея.
«Нам хотелось увидеть насколько те семена, которые он посеял в свое время, остались в искусстве, в культуре города. Есть ли художники, которые работают, вдохновляясь Б. У. Кашкиным? Мы объявили open call, и нам прислали работы из разных стран: Германии, США и из разных городов: Москва, Санкт-Петербург, Пермь и др. Оказалось, что Б. У. Кашкин не только локальный бренд, его знают где-то еще», – делится куратор выставки Владимир Селезнёв.
Важным аспектом выставки является исследование личности Букашкина в непривычном фокусе – мало кто знает, что Евгений Малахин был успешным инженером — энергетиком. К выставке будут собраны видеоинтервью с коллегами Букашкина, неизвестные фотоархивы, которые помогут узнать Б. У. Кашкина с этой, ранее неосвещенной стороны.
Специально к выставке издана книга «Б. У. Кашкин. Жизнь и творчество уральского панк — скомороха» - собранные в одном томе разнообразные произведения Б. У. Кашкина (его стихи, «варёнки», «иконопластику», антиалкогольные плакаты, изо-резо-педагогические досочки и пр.), его интервью, а также воспоминания о нём.