Выставка организована при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.
Она продолжает серию проектов музея, представляющих национальное искусство.
Ранее в ПЕРММ уже занимались исследованием художественной ситуации на территории регионов России и бывшего СССР. Здесь можно вспомнить выставки современного искусства Украины (ЯКЩО/ ЕСЛИ/IF,2010), Кавказа («Большой Кавказ», 2011), Казахстана («Лицо невесты», 2012), регионов России («Искусство против географии», 2013).
«Конфетные горы. Нефтяные берега» – это не ретроспектива азербайджанского искусства, но моментальный снимок того, что делают азербайджанские художники «здесь и сейчас». На выставке будут представлены 22 художника. Многие из них не живут на Родине, но сохраняют связь со страной, формируя совместно своеобразный «ментальный Азербайджан», который определяется, не столько географией страны с её девятью климатическими зонами, но своеобразием национального характера, азербайджанским духом.
Азербайджанская идентичность, которой посвящен новый проект музея, конструируется-собирается из разнонаправленных векторов и формируется в экономических и политических обстоятельствах «мягкой», просвещённой петрократии* на фоне во всех смыслах драгоценного пейзажа.
«Азербайджанский мир» гораздо шире страны – азербайджанская диаспора одна из самых многочисленных на территории бывшего СССР, особенно в России, а культурная элита Азербайджана успешно работает по всему миру. Художники рефлексируют эту общность и связи, которые её скрепляют. Темы работ сосредоточены вокруг нескольких смысловых центров – детство и ностальгия по позднесоветскому прошлому страны, личная экзистенция, роли мужчины и женщины в азербайджанском обществе, культурное самоопределение и «вечный вопрос» об интеграции в западную культуру.
Концепции и нарративы работ фокусируются на выявлении специфического азербайджанского кода – онтологические сущности («человек и его все») оказываются специфичными не только через широко понимаемую культурную традицию, включающую в себя кровные узы, ценности семьи, язык, мифы и непростую историю страны, но и через социально поощряемый индивидуализм, который формирует критическое отношение к этой традиции.
Конфетные горы и нефтяные берега – ключевые пространственные метафоры Азербайджана.
Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM, куратор выставки: «Конфетные горы – это национальный заповедник Алтыагач (местечко недалеко от Баку), по дороге к которому можно увидеть горы самых невероятных цветов. В народе из-за этой яркой расцветки их называют конфетными. Апшеронский берег Баку — буквально нефтяной берег. «Нефтекачалки» стоят прямо в черте города, и ветер с моря разносит повсюду запах сырой нефти».
Фархад Фарзалиев, художник, куратор выставки: «Эта выставка — хороший способ познакомиться с азербайджанским искусством. Все знают, что Азербайджан — нефтяное государство, но в плане искусства для большинства — это какое-то неизведанное пространство. Тем более, что азербайджанскому современному искусству столько же лет, сколько современному независимому Азербайджану. То есть всего четверть века. Именно поэтому «Конфетные горы. Нефтяные берега» не ретроспектива, а способ посмотреть на текущий момент, на то, что происходит «здесь и сейчас». Прекрасно, что такая сильная институция, как Пермский музей современного искусства проводит эту выставку. Надеюсь, что она заинтересует самый широкий круг пермских зрителей».
Справка: Фархад Фарзалиев родился в Баку в 1989 году, получил магистерскую степень с отличием в Азербайджанском государственном университете архитектуры и строительства в Баку. В своих работах он в основном прибегает к инсталляциям, но также работает в сферах живописи, графики, фотографии и звука. С 2011 года является членом Союза художников Азербайджана, с 2013 года — участником проектов YAY Gallery и Центра современного искусства YARAT. Он участвовал в большом количестве групповых выставок по всему миру, включая 16-й фестиваль исламского искусства в Музее искусств Шарджи, ОАЭ (2014). Его работы представлены в коллекции Музея современного искусства в Баку. Фархад Фарзалиев живет и работает в Баку.
Петрокра́тия — (от англ. petroleum – нефть + греч. κράτος – власть, государство) — властные структуры, опирающиеся на владение или распоряжение нефтью, либо государство, один из основных доходов которого составляет доход от продажи этого сырья.
Музей современного искусства PERMM благодарит за помощь в создании выставкиArtist and Frollov Gallery, YAY GALLERY , «Айдан Галерея".
Выставка будет работат с 8 октября по 15 ноября 2015 года.