11 февраля 2015 - 14 марта 2015
12 февраля 2015 в 18.00 Музей советского наива совместно с петербургской галереей ЛЮДА открывает выставку «Вероятность», на которой будут представлены работы четырёх художников родом из Перми, покинувших родной город ещё в юности: Ильи Гришаева, Сергея Денисова, Дмитрия Жукова и Аси Маракулиной. В Санкт — Петербурге выставка откроется 27 марта 2015.
Представители двух разных поколений возвращаются на родину в поисках объединяющих мотивов. Отправляясь в ностальгическое путешествие к истокам, художники могут по-новому взглянуть на знакомую до боли ситуацию.
Сергей Денисов и Дмитрий Жуков, оба 1960-х годов рождения, знакомы с детства и уехали из Перми в Петербург практически одновременно. Сергей Денисов – коллекционер — исследователь. Его работы – собрания крылышек, коконов, перышек, частичек слюды… Он создаёт мистико — магические пространства, экспериментирует, поэтизирует реальность. Образы в его работах напоминают иллюстрации из учебника биологии, чаще — пособия по энтомологии. Ключевая техника – коллаж; инсталляции Сергея Денисова – это коллажи в трёхмерном измерении, они создаются в ходе соединения разных материалов, изображений, знаков. Всё это составляет волшебные микросреды, притягивает и чарует.
Дмитрий Жуков близок Денисову по характеру, по настроению. Но он не занимается строительством пространства поэтического эксперимента, он тяготеет к картографированию сновидений, иллюзий, фантазий, сопровождая их остранёнными текстами. Орнитологический миф, шаманически созданный им для выставки «Вероятность», — это рефлексия на возвращение в «родное гнездовье», всплывающие в беспорядке воспоминания, бунт пробудившейся памяти.
Илья Гришаев и Ася Маракулина принадлежат к более молодому поколению, но разделяют вдумчивость и харизматичность Жукова и Денисова. Ася кропотливо создаёт карту некого абстрактного пространства. Бессознательная эмоциональная картография, миниатюрные светящиеся пунктирные линии – бесконечный маршрут во времени.
Илья Гришаев несколько отличается от других участников квартета. Строгость, минимализм, но всё то же стремление к эксперименту. Постоянная работа над формой, стремление к её абсолютному очищению, лаконизму и универсальности. Близость к каллиграфии и в то же время к автоматическому письму рождает образы, способные вместить в себя любое значение – или его отсутствие.
По большому счёту, выставка «Вероятность» – это исследование роли случайности и вероятности в искусстве. Общие корни, место – всё то, что каждый из художников, казалось бы, оставил на родине, обретает новую роль в общем теле выставки, как и во всём их творчестве. Выстраивается межпоколенческая связь.
Общность места рождения – что это: случайность или знак некоей предопределённости? Влияет ли окружающая среда на творчество? Может ли это влияние объединять четыре разные художественные стратегии? Такие вопросы задают себе кураторы выставки Петр Белый и Елизавета Матвеева.
Географический признак стал лишь поводом для объединения работ на одной площадке. Их близость – не формальная, а сущностная. Возвращение пермских художников в Пермь – кураторский жест, который обретает топографический и антропологический характер. Добровольная артистическая репатриация, пусть и временная, позволяет взглянуть на собрание произведений как на нечто целое.
Выставка продлится до 14 марта 2015.
Вход свободный.