23 декабря 2015 - 24 января 2016
Приглашаем Вас в Галерею Марис — Арт 24.12.2015 на выставку «Что наша жизнь? Игра!»
Для посетителей выставка будет открыта с 24.12.2015 – 24.01.2016 года.
Выставка «Что наша жизнь? Игра!» посвящена целому ряду театральных юбилеев, пришедшихся на 2015 год. Она — субъективное отражение самых разнообразных театральных образов, эмоционально пережитых и представленных нашими современниками. Юбилеи постановок, их авторов, драматургов и актёров, создавших некогда незабываемые театральные явления стали исходным толчком для спектакля, который называется «Выставка». Спектакли это события, в которых, казалось бы, нет реального времени и пространства. Вместе с тем, время спектакля и его пространство способны отражать какую-то концентрированную сверхреальность…
Игра — это то, что связывает мир театра и театральность с детством. Сохранённый в себе мир детства — это то, что роднит и актёров, и художников. Более того, художники имеют возможность, «играя» с холстом, листом бумаги, краской, керамикой и другими материалами воспроизводить индивидуальное представление о жизни. На плоскости или в объёме живописец, график или скульптор спрессовывает или бесконечно растягивает пространство и время своих образов. В состоянии игры время течет по своим законам, а пространство может оказаться самым фантастичным. Каждый из авторов выбрал близкие ему образы из юбилеев 2015 года. Однако, все они исполненные в различных материалах и техниках, объединены в единую экспозицию, согласно прихотливым ассоциативным связям, переплетениям судеб режиссеров, актёров, драматургов, образов и персонажей с музыкой, спектаклем, танцем, творчеством. Уникальность образов театра переплавлена в радость творчества посредством языка линий, пятен, штрихов и форм, пленяющих сочетаниями цвета, света, теней, ритмов и акцентов.
Одна из заметных в экспозиции — тема «Клоуны» Константина Николаева объединяет творческие образы Федерико Феллини и Александра Таирова. Добавив в серию портрет Феллини-клоуна, автор придал и другим работам цикла особую, драматическую остроту. Композиции «За кулисами театра» и «Путешествие на Восток» в контексте театральной выставки экспозиционно выстроились в мизансцены, взаимодействующие с памятью о таких «глыбах» театра как Таиров и Чехов. Эта память лишена мемориальности в привычном её виде. Согласно театральной ассоциативности, действие выстраивается на сочетании нескольких объектов искусства, рождающих многозначный образ. Тема «образ Чехова» помимо картин Николаева включает графику (монотипия А.Френкеля), керамическую скульптуру (Н.Корчемкиной), фотографии (А.Малиновского) и тексты (составлены В.Зубковым). Вместе с тем, чеховская тема естественно пересекается с творческими задачами Анатолия Эфроса.
Подобного рода полифоничные комплексы экспозиционно разработаны ко всем юбилейным образам и темам. Традиционно в Галерее «Марис-Арт» сильна графическая часть. Здесь она изящно «вплетена» в темы как драматического, так и музыкального театра. От больших, даже монументальных листов монотипий Анатолия Френкеля и Владислава Дёгтева, пластически выверенных акварелей Ивана Борисова до изящных, виртуозных офортов Владимира Зуева, Алексея Балмасова и Леонида Строганова. Монотипии обоих авторов задают ясно ощутимую драматическую и даже трагическую тему, которая читается не только в персонажах – Соломон Михоэлс у Френкеля и Гамлет И.Смоктуновского в трёхчастной композиции Дегтева. В первом случае автор пользуется экспрессивным приемом рисования, линии которого нервно прерываются и вибрируют, обретая колючесть. У Дёгтева, помимо дробных линий и активных пятен, внимание приковывает сочетание черного с энергичным красным.
Высочайшим мастерством отмечены, ставшие уже классикой, внешне спокойные, но внутренне напряжённые акварели Борисова из серии «Балет». Офорты Зуева из серий «Музыка» и «Балет», позволяют вспомнить Майю Плисецкую, Лучано Поваротти, Михаила Фокина… Они способны очаровать фантастическим, на грани безумия, техническим совершенством и сложнейшими ассоциативными экспрессиями. Офорты Балмасова наполнены таинственными персонажами его театрального мифа, едва приоткрывающего свои, погруженные в густые тени, секреты. У Строганова в листе к «Пиковой даме» композиция своеобразного триптиха дробится на сложносочинённое пространство Петербурга и образы-перевёртыши.
Нельзя не сказать об особом значении в экспозиции выставки фарфоровой пластики Натальи Корчемкиной и Инны Роговой. Фарфор, традиционно призванный украшать и радовать глаз у наших художников приобретает, казалось бы, не свойственный ему драматизм. Формы, проработка деталей, сдержанная цветовая гамма делает работы этих авторов и легко узнаваемыми в своей многозначной выразительности, и глубокими сложно-пластическими скульптурными объектами. «Герман», «Чехов», «Щелкунчик» и другие композиции Корчемкиной, а также «Кукловод», «Дар», «Маска» Роговой, участвуя в срежиссированных автором экспозиции (В.Зубков) инсталляциях каждой новой формой усиливают или оттеняют живописные и графические работы.
Произведения Анатолия Малиновского, как всегда тонкие, элегантно проработанные фотохудожником, не перестают удивлять мастерством «чистой» аналоговой фотографии, созданной без дополнительной обработки. Малиновский способен увидеть и передать бездушной техникой тонкость материй действительности и едва ощутимых движений души. Пейзаж, архитектура или фрагмент стены, трубы, поверхность старого железа удивительно чутко воспринимаются автором как своеобразный театр жизни. Его театр не столько зрелище, сколько, полные драматизма, размышления о жизни природы, людей, зданий, времени и пространств. Именно размышления о жизни через театральные юбилеи представляет выставочная инсталляция. Жизнь же по выражению Ч.Чаплина «очень весёлая штука,… но, почему-то, трудно о ней говорить весело». Сегодня спектакль под названием «Жизнь» больше тревожит, нежели развлекает. Играя этот спектакль, однако, вспомним, что Игра – это творчество, а цель творчества – это осознание полноты и радости бытия.