5 февраля 2014 - 16 марта 2014
Приглашаем Вас в Галерею Марис — Арт 06.02.2014 на открытие выставки "Время Ангелов".
Для посетителей выставка будет открыта с 06.02.2014 – 16.03.2014 года.
Время ангелов – словосочетание, которое уже потеснило расхожие эпитеты времени: «время перемен», «время стрессов и страстей», «время разбрасывать (собирать) камни», и т.д. И можно было бы подумать, что авторы выставки включились в своеобразную сюжетную игру, продолжив своим проектом ряд одноименных выставок, литературных произведений, телесериалов. Однако это не так. Эпитет, что называется, витает в воздухе. А здесь – своя версия «времени ангелов».
Более двадцати художников разных поколений, объединенных этой выставкой, — выбор отнюдь не произвольный. Михаил Павлюкевич, Стасис Красаускас, Анатолий Френкель, Владимир Наседкин, Микалоюс Вилутис, Алексей Балмасов, Демьян Утенков, Николай Статных, Игорь и Светлана Грищенко, Анатолий Малиновский, Валерий Заровнянных, Михаил Каламкаров, Светлана Бакшаева, Владимир Пименов, Наталья Корчемкина, Инна Рогова, Анатолий (Васильевич) Овчинников, Владислав Дегтев, Ольга Субботина. Временной диапазон представленных работ – от конца 17 в. (гравюра чешского художника Вацлава Холлара) до наших дней.
Представляется, что именно эти авторы, далекие, в целом, от прямой религиозности в своем творчестве, отразили идею наиболее интересно. Отчасти потому, что не ставили перед собой прямой художественной задачи создать произведение на «ангельскую» тему. Ангел здесь присутствует как незримый хранитель человека – в живописных пейзажах, документальной фотографии, в абстрактных композициях, арт — объектах. Идея выставки шире религиозной тематики, хотя в некоторых произведениях есть библейские аллюзии. Ангел как особая сущность, как вестник воли бога, есть во всех мировых религиях, и думается, в каждой человеческой душе, независимо от наличия или отсутствия веры. А людям во все времена было свойственно стремление «очеловечить» ангела и тем самым приблизить к себе. Отсюда и типы изображений (например, традиционное на церковных покровцах), которые для современных художников становятся отправной точкой художественных рефлексий.
Пространство ангелов условно и глубоко одновременно, оно – без линии горизонта, оно лишено привычных границ и очертаний. Эмоциональные «росчерки» абстракций Анатолия Френкеля – своим цветовым волнением словно передают вибрацию воображаемого пространства, из которого проявляются лики и очертания фигур. Серия графических листов Владимира Наседкина – в том же смысловом поле. Переживание библейских моментов часть общечеловеческого, и уход от натурной повествовательности здесь наиболее соответствует стихии размышлений.
Время ангелов – это не золотой сон человечества. Это внутренне время человека, жизни его души и духа, где не действуют законы физики. Или, скорее, состояние. С рождением человека наступает и его время ангелов.
Ангелы на выставке «присутствуют», так сказать, в разных смысловых ипостасях. У Михаила Павлюкевича – это неотъемлемая часть мироздания, несущая в себе гармонию, созидательное начало в общечеловеческом смысле. Ангел, одновременно, и один из персонажей Святой Троицы.
Образно переданное в цвете пространство детства человечества, наполненного радостной надеждой – в картинах Светланы Бакшаевой и Светланы Грищенко. Наивный белый конь со всадником, словно взлетевшим в розовое небо с детского рисунка, где запечатлено место встречи человека с ангелом — хранителем, и несгораемая часть человеческой души.
В листе Владимира Пименова отражен и мир детских надежд и ожидания чуда, и грядущее столкновение с миром реальным. Антитезой к детскому мировосприятию – фигура Харона работы Натальи Корчемкиной, мрачного старца в рубище, посредника между миром живых и миром мертвых. Но Харон – внизу. Вверху – небеса. Посередине земная жизнь, мальчик в проеме открытой в таинственную темноту и неизвестность двери.
Присутствие ангела можно ощутить и в повседневности, если вглядеться. В работах Анатолия Малиновского проявилась поразительная способность увидеть, поймать в обыденном присутствие тонкой материи, в случайных пятнах ржавчины символические картины (сцена Распятия с предстоящими, увиденная художником на поверхности старых ворот, как бы горящая небесным огнем икона, снятая в отражении окон и преломлении дневного света). По контрасту – материальное присутствие ангела с символической тенью на фотографии Валерия Заровнянных. Драматическая нота явственно звучит в образе ангела на фото Михаила Каламкарова: подлинник из коллекции пермской деревянной скульптуры пермской художественной галереи запечатлен в момент неоконченной реставрации. Наполовину расчищенный лик, полусветлый и полутемный одновременно, становится емкой и лаконичной метафорой духовного выбора.
Ангелы на этой выставке и добрые, и темные. Образы их порой неоднозначны, как, например, в работе Микалоюса Вилутиса. В метафорической связи с ним – коленопреклоненный ангел Ольги Субботиной, одновременно земной, близкий, осязаемый, как бы спустившийся к нам и трудящийся среди нас и ради нас.
Вплотную приближены и произведения, где угадываются размышления о времени. В экспрессивной деформированности фигур и ликов проступает мощное движение времени, которое преодолевает любовь (или любовь – время?) в полиптихе Владислава Дегтева. В знаменитых работах Стасиса Красаускаса тонкая графика лаконичных и упругих белых линий на глубоком черном фоне ассоциируется с пробивающимся светом, контурами светлого начала, всепобеждающей любви.
Понимая образную условность понятия «время ангелов», мы, тем не менее, настойчиво ищем его земные приметы. Сама экспозиционная подача произведений художественна и активна: здесь схвачены метафорические, ассоциативные, символические связи предметов, их выразительные пластические контрасты. Представляется, что это может стать отдельной и дополнительной темой для размышлений: борьба за подчинение времени, черные и белые ангелы, закрытые и открытые часы как завоеванное, сохраненное время. Борьба и противоборство двух начал, за время — жизнь и время — вечность. «Ржавое время». Неостановимость и одновременно невозможность подсчета потерь — свершений. И – относительность всего этого.
Выраженные языком искусства размышления о том, что нас, в принципе охраняет и сохраняет, приводят к выводу, что человек не одинок, даже когда он покинут или несчастлив. И всегда есть некто, кто за нами «призревает». И хочется верить: поможет, когда станет нужно. И повернет нас куда нужно.